В администрации Барнаула задумались над тем, чтобы изменить схему взаимодействия с городскими пассажироперевозчиками. Сейчас в мэрии изучают вопрос о переходе на так называемые брутто-контракты, по которым плата пассажиров за проезд поступает в городскую казну, уже из которой оплачиваются услуги перевозчиков. Таким образом, как надеются в горадминистрации, станет возможным прекратить «гонки» компаний за пассажирами.

Как сообщается на сайте администрации Барнаула, 24 и 25 февраля в мэрии прошли рабочие встречи с участием представителей краевого правительства, консультантом в которых выступила государственная корпорация ВЭБ.РФ. В ходе этих мероприятий обсуждался общий подход к предстоящей модернизации общественного транспорта в Барнауле. Речь шла не только об обновлении парка, но и о новой схеме управления системой пассажироперевозок. Ее цель – повышение качества и безопасности услуг общественного транспорта, строгое следование расписанию, бесплатные пересадки, прием безналичных платежей, учет льгот на всех видах транспорта, возможность приобретать проездные билеты и т.д.

Один из способов достижения этих  целей – это переход на так называемые брутто-контракты. Они предполагают, что перевозчик отвечает только за качественное выполнение его условий, обновление подвижного состава, а деньги с пассажиров получает городской бюджет, откуда чиновники рассчитываются с перевозчиком за его услуги. Как пояснили в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, такой способ заключения контрактов обеспечивает перевозку граждан точно в соответствии с установленным маршрутом и графиком и устраняет даже теоретическую возможность «гонок за пассажирами», которые возможны между перевозчиками при текущей схеме и во всех регионах являются одной из причин ДТП. Такая схема уже реализуется в некоторых российских городах, в том числе в Перми и Твери.

По итогам этих рабочих встреч и консультаций был определен вектор работы городских властей на ближайшее время. На первом этапе будет происходить научно-исследовательская работа по анализу пассажиропотока и разработке оптимальной маршрутной сети, а также созданию схемы организации транспортного обслуживания населения. После этого планируется приступить к проведению конкурсных процедур, на основании которых будут заключаться брутто-контракты.

Отметим, что в Барнауле до сих пор так и не пересмотрели стоимость проезда в городском транспорте, о чем властей просили перевозчики. Фактически решение об увеличении цены было принято еще в прошлом году, однако с его воплощением в жизнь чиновники решили подождать, чтобы не осложнять финансовое положение граждан. Планируется, что в ближайшее время в мэрии вернутся к этому вопросу. Между тем в феврале мэр Барнаула Вячеслав Франк заявил в интервью журналистам «Сибирской медиагруппы», что это повышение стоимости проезда не решит проблемы сферы пассажироперевозок в целом и что в этом вопросе нужны более глубокие преобразования, начиная от разработки новой транспортной схемы муниципалитета, заканчивая обновлением автопарка.

Напомним, с просьбой увеличить стоимость проезда осенью 2020 года к властям обратились сами перевозчики. Изначально в мэрии не продемонстрировали четкой позиции по этому вопросу. Транспортные компании напирали на свои финансовые трудности из-за роста себестоимости перевозок, обусловленного увеличением цен на ГСМ, техобслуживание и ремонт. В итоге 24 сентября 2020 года координационный совет по ценообразованию принял решение поднять стоимость проезда до 28 рублей для маршруток и до 26 рублей для автобусов, троллейбусов и трамваев. Пользователи электронных карт смогут совершать поездки по более низкой стоимости — 21-22,5 рубля, в зависимости от тарифного плана. Планировалось, что соответствующее постановление в администрации подпишут уже в ноябре, однако этого до сих пор не случилось.

Предыдущее повышение стоимости проезда в городском транспорте Барнаула произошло 1 января 2019 года. Тогда цены повысились с 20 рублей до 25 рублей для маршрутных такси, и до 23 рублей для прочих видов общественного транспорта. В связи с этим перевозчики очень ждут, что городские власти пойдут им навстречу. При этом директор ассоциации автоперевозчиков Барнаула Николай Долженко ранее заявлял, что даже упомянутое выше повышение стоимости проезда не покроет полную себестоимость для перевозчиков. Он выражал надежду, что часть себестоимости будет компенсироваться из городского бюджета, а не из кармана пассажиров.